ФЭНДОМ

Алхимические инструменты

Лаборатория алхимика

Первое и основное, что приходит на ум, когда говорится об алхимии, — это поиск способа получить золото из менее благородных металлов, чтобы обогатиться и в конечном итоге обрести власть.

Другая цель этой науки — достижение бессмертия. Об алхимиках, людях, посвятивших свою жизнь алхимическим занятиям, ходило множество странных слухов. Среди прочего поговаривали, будто бы они нашли формулу бессмертия — конечно физического, поскольку в наше время это единственная форма бытия, которая интересует людей: все хотят узнать, как остаться вечно молодыми.

И третья цель алхимии — достижение счастья. О ней молчат философские трактаты, однако думается, что поиски золота, молодости и счастья имеют нечто общее. Алхимики искали одного и того же: счастья, вечной молодости или сказочного богатства (конечно, если не касаться метафизической части их учения).

Однако, хотя эти представления широко распространены в современной литературе, задача алхимии, как мы увидим, совсем другая.

В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которых хотели достичь алхимики: «таким образом, это было общей целью алхимиков – выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы над которыми Природа работала внутри Земли».

Семь главных проблем занимали их внимание:

  1. Приготовление сложного вещества, называемого Эликсиром, универсальным лекарством или Философским камнем, который обладал свойством превращения основных металлов в золото или серебро и выполнения многих других великолепных операций…
  2. Создание Гомункулуса, или живого существа, о котором рассказывали много восхитительных историй, но все они очень неправдоподобны…
  3. Приготовление универсального растворителя, который бы растворял любую субстанцию..
  4. Палигенез, или восстановление растений из пепла. Если бы они преуспели в этом, то у них была бы надежда воскрешать мертвых…
  5. Приготовление spiritus mundi, мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.
  6. Извлечение квинтэссенции, или активного первоисточника всех субстанций.
  7. Приготовление aurum potabile, жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу.

Часто в алхимии видят предшественницу химии, так же как астрологию считают предшественницей астрономии. Говорят даже, что алхимия — безумная мать разумной дочери химии.

Но это не так. Хотя и алхимия, и химия работают с природными элементами, их принципы и цели, а также методы различны. Химии необходимы химические вещества, лаборатории и физический посредник — человек. Алхимия же, кроме этого, нуждается в философских и моральных основах, и ее опыты осуществляются не всегда при помощи физического тела, но всегда при помощи души.

Древние обычно четко различали физические, химические и алхимические явления и не ставили между ними знака равенства.