ФЭНДОМ

Символы алхимии

Таблица символов

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ – образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории? Править

Знак – изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория – своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий – у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ – конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

ПЯТЬ МЕТОДОВ АНАЛИЗА АЛХИМИЧЕСКОГО СИМВОЛА Править

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Знаки времени
1 Час

2 День

3 Время суток (день, ночь)

4 Неделя

5 Месяц (состоит из 40 дней)

6 Год

СИМВОЛИКА АЛХИМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Править

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1.  ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ  НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ)  И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2.  ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА  ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют  три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов – к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" -  на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе  ферментации  материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному  соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.